ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ограничение уровня вч динамика. Опыт по улучшению параметров ВЧ динамика

Существует много различных типов звукоизлучателей, однако наиболее распространены излучатели электромагнитного типа, или как их ещё называют, динамики.

Динамики являются основными конструктивными элементами акустических систем (АС). К сожалению, один динамик не способен воспроизвести весь слышимый диапазон частот. Поэтому для полнодиапазонного воспроизведения в акустических системах применяется несколько динамиков, где каждый рассчитан на воспроизведение своей полосы частот. Принцип работы низкочастотных (НЧ) и высокочастотных (ВЧ) динамиков одинаковый, отличия заключаются в реализации отдельных конструктивных элементов.

Принцип работы динамика основан на взаимодействии переменного магнитного поля создаваемого током, протекающим по проводу магнитной катушки, с магнитным полем постоянного магнита.

Несмотря на сравнительную простоту конструкции, динамики, предназначенные для работы в высококачественных акустических системах, имеют большое количество важных параметров, от которых зависит конечное звучание акустической системы.

Самым главным показателем, характеризующим динамик, является полоса воспроизводимых частот. Она может быть указана в виде пары значений (нижней граничной и верхней граничной частоты), или приведена в виде амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Второй вариант является более информативным. АЧХ представляет собой графическую зависимость уровня звукового давления, создаваемого динамиком на расстоянии 1 метр по рабочей оси, от частоты. АЧХ позволяет оценить частотные искажения, вносимые динамиком в исходный сигнал, а также, в случае использования динамика в составе многополосной системы – выявить оптимальное значение частоты раздела разделительного фильтра. Именно АЧХ позволяет классифицировать динамик как низкочастотный, среднечастотный или высокочастотный.

Выбор низкочастотного динамика

Для НЧ динамиков, помимо АЧХ, существенной группой показателей являются так называемые Тиль-Смолл параметры. На их основе производится расчёт параметров акустического оформления для динамика (корпуса акустической системы). Минимальный набор параметров резонансная частота - fs, полная добротность - Qts, эквивалентный объём - Vas.

Тиль-Смолл параметры описывают поведение динамика в области поршневого действия (ниже 500Гц), рассматривая его как колебательную систему. Совместно с акустическим оформлением (АО), динамик представляет собой фильтр высоких частот (ФВЧ), что позволяет при расчётах использовать математический аппарат, позаимствованный из теории фильтров.

Оценка значений Тиль-Смолл параметров динамика, и в первую очередь, полной добротности Qts, позволяет судить о целесообразности применения динамика в акустических системах с тем или иным типом акустического оформления (АО). Для АС с акустическим оформлением фазоинверсного типа в основном используются динамики со значением полной добротности до 0,4. Стоит отметить, что фазоинверсные системы являются наиболее требовательными, с точки зрения проектирования, по-сравнению с АС, имеющими закрытое и открытое АО. Данная конструкция чувствительна к ошибкам, допущенным в расчётах и при изготовлении корпуса, а также при использовании недостоверных значений параметров НЧ динамика.

При выборе НЧ динамика большую роль играет параметр Xmax. Xmax показывает максимально допустимое смещение диффузора, при котором в зазоре магнитной цепи динамика сохраняется постоянное количество витков провода звуковой катушки (см. рис. ниже).

Для сателлитных акустических систем подойдут динамики с Xmax=2-4мм. Для сабвуферов следует применять динамики с Xmax=5-9мм. При этом сохраняется линейность преобразования электрических колебаний в акустические на больших мощностях (и, соответственно, больших амплитудах колебаний), что проявляется в более эффективном излучении низких частот.

Если вы приняли решение об изготовлении акустической системы «своими руками», перед вами неизбежно встанет вопрос о выборе фирменных комплектующих, в частотности динамиков. Не имея опыта эксплуатации продукции различных производителей иногда сложно сделать оптимальный выбор. Приходится руководствоваться множеством факторов, сравнивать по многим параметрам, не только имеющих отношение к паспортным характеристикам. Динамики АКТОН удачно дополнят вашу АС, поскольку, помимо высокого качества, обладают рядом преимуществ:

  • имеют оптимальное соотношение цена/качество в своём сегменте;
  • динамики специально разработаны для профессиональных АС, используемых для озвучивания социально-культурных мероприятий;
  • для динамиков разработана документация по изготовлению корпусов;
  • взаимодействие потребителя с производителем осуществляется напрямую без посредников, что позволяет избежать проблем с доступностью любых запчастей и комплектующих;
  • информационная поддержка по вопросам конструирования АС;
  • высокая надёжность работы динамиков АКТОН.

С модельным рядом динамиков АКТОН вы можете ознакомиться .

Выбор высокочастотного динамика

При выборе ВЧ динамика, по АЧХ определяют нижнюю частоту воспроизводимого им диапазона. Необходимо чтобы полоса частот ВЧ динамика несколько перекрывала полосу частот НЧ динамика.

Некоторые ВЧ динамики предназначены для работы совместно с рупором. В отличие от ВЧ динамиков прямого излучения (или, как их называют, твиттеров), рупорные ВЧ динамики, благодаря свойствам рупора имеют более низкую граничную частоту воспроизводимого звукового диапазона. Нижняя граничная частота такого ВЧ динамика может составлять примерно 2000-3000Гц, что позволяет во многих случаях отказаться от СЧ динамика в АС.

Из-за конструктивных особенностей, ВЧ динамики, как правило, имеют более высокую чувствительность, по сравнению с НЧ динамиками. Поэтому на этапе проектирования фильтра , в нём предусматривают цепь аттенюатора (подавителя), необходимого для понижения избыточного излучения, который приводит значения чувствительностей ВЧ и НЧ динамиков к одинаковому уровню.

При выборе ВЧ динамика важно учитывать его мощность, которая выбирается исходя из мощности НЧ динамика. При этом мощность ВЧ динамика принимается ниже мощности НЧ динамика, что вытекает из анализа спектральной плотности звукового сигнала, соответствующей розовому шуму (имеющему спад в сторону высоких частот). Для практического расчёта мощности, рассеиваемой на ВЧ динамике в АС с частотой раздела 3-5кГц, можно воспользоваться калькулятором на нашем сайте.

Напомним, ВЧ динамики недопустимо использовать без фильтра высоких частот (ФВЧ), ограничивающего проникновение низкочастотной части спектра.

Факторы повреждения динамиков

В случае наступления нештатных режимов работы возможны механические и электрические повреждения динамиков. Механические повреждения возникают, когда амплитуда колебаний диффузора превышает допустимую амплитуду, которая зависит от механических свойств элементов подвижной системы. Наиболее критичная частотная зона для таких повреждений находится вблизи частоты механического резонанса динамика и ниже, т.е. там, где амплитуда колебаний максимальна. Электрические повреждения возникают в результате необратимого перегрева звуковой катушки. Наиболее критичная полоса частот для повреждений такого рода соответствует полосе, находящейся вблизи электро-механического резонанса динамика. Повреждения обоих видов наступают в результате превышения максимально допустимой электрической мощности, подводимой к динамику. Для того чтобы избежать таких последствий величина максимальной мощности нормируется.

Есть несколько стандартов, пользуясь которыми производители нормируют мощности своих изделий.Наиболее близким с точки зрения реальных условий в случае использования акустической системы для озвучивания массовых мероприятий можно привести стандарт AES. Мощность согласно этому стандарту определяется как квадрат среднеквадратического значения напряжения в определённой полосе розового шума, который динамик способен выдерживать в течении не менее 2-х часов, делённое на значение минимального импеданса Zmin. Стандарт регламентирует нахождение динамика в «свободном воздухе» без корпуса. Некоторые производители при испытаниях помещают динамик в корпус, приближая таким образом условия его работы к реальным условиям, что с их точки зрения, приводит к более объективным результатам. Известное значение мощности динамика служит ориентиром при выборе усилителя, мощность которого должна соответствовать значению мощности AES динамика.

Стоит заметить, что реальное значение мощности, подведённой к динамику, с трудом поддаётся оценке без проведения специальных измерений и может отличаться в широких пределах даже при одинаковой установке регулятора уровня громкости на устройствах звукового тракта.

На это могут оказывать влияние многие факторы, такие как:

  • Спектр воспроизводимого сигнала (музыкальный жанр, частотный и динамический диапазон музыкального произведения, преобладающие музыкальные инструменты);
  • Характеристики пассивных фильтрующих цепей и активных кроссоверов, ограничивающих спектр исходного сигнала, поступающего на динамики;
  • Использование эквалайзера и других устройств частотной коррекции в звуковом тракте;
  • Режим работы усилителя (появление нелинейных искажений и клиппирования);
  • Конструкция корпуса акустической системы;
  • Неисправность усилителя (возниконовение постоянной составляющей в спектре усиленного сигнала)

Следующие меры повышают надёжность эксплуатации акустических систем:

  • Понижение верхней граничной частоты работы НЧ динамика, используя фильтр низких частот (ФНЧ). В этом случае ограничивается часть спектра сигнала, которая вносит существенный вклад в разогрев катушки;
  • Ограничение полосы частот ниже частоты настройки фазоинвертора, используя цепи LOW-PASS (фильтр высоких частот). Данная мера ограничивает амплитуду колебаний диффузора за пределами рабочего диапазона АС со стороны низких частот, предотвращая механические повреждения НЧ динамика;
  • Настройка ФВЧ ВЧ динамика на более высокую частоту;
  • Конструирование корпусов АС, обеспечивающих наилучшие условия естественной конвекции динамиков;
  • Исключение работы АС с усилителем, работающим в режиме нелинейных искажений, клиппирования;
  • Предотвращение возникновения громких коммутационных щелчков, «заводки» микрофона;
  • Использование лимитера в звуковом тракте.

Отметим, что акустические системы, которые используются для профессионального озвучивания (особенно в условиях дискотек) часто вынуждены работать на высоких мощностях. Во время работы нагрев звуковой катушки динамика может достигать 200 градусов, а элементов магнитной цепи - 70 градусов. Долговременная работа на предельных режимах приводит к тому, что динамики "горят". Это может быть вызвано превышением допустимой электрической мощности, подаваемой на динамик, а также неисправностью усилителя. Во многом, сохранность комплекта зависит от квалификации диджея. В связи с этим, какой бы динамик вы не выбрали, необходимо учитывать доступность ремкомплектов. При этом ситуация осложняется ещё и тем, что как правило единовременно сгорает не один динамик, а несколько, что выводит из строя весь комплект. Учитывая всё вышесказанное, заключим, что вопрос о сроках и стоимости поставки ремкомплектов также крайне важен на этапе выбора динамиков для АС.

Наболее разнообразны конструкции высокочастот-ных (ВЧ) динамиков. Они могут быть обычными, рупор-ными или купольными. Основной проблемой при их создании является расширение направленности излуча-емых колебаний. В этом отношении определенными пре-имуществами обладают купольные динамики. Диаметр диффузора или излучающей мембраны ВЧ-пищалок лежит в пределах от 10 до 50 мм. Часто пищалки наглухо закрыты сзади, что исключает возможность модуляции их излуче-ния излучением НЧ и СЧ-излучателей.

Обычный миниатюрный ВЧ-динамик с коническим диффузором неплохо излучает звуки высоких частот, но имеет очень узкую диаграмму направленности — обычно в пределах угла от 15 до 30 градусов (относительно центральной оси). Этот угол задается при снижении отдачи динамика обычно на —2 дБ. Указывается угол при отклонении как от горизонтальной, так и от вертикальной оси. За рубежом этот угол называют углом рассеивания или дисперсии (dispersion) звука.

Для увеличения угла рассеивания делают диффузоры или насадки к ним различной формы (шарообразной, в форме рупора и т. д.). Многое зависит и от материала диффузора. Тем не менее обычные ВЧ-динамики не в состоянии излучать звуки с частотами заметно выше 20 кГц. Размещение перед ВЧ-динамиком специальных отражателей (чаще всего в виде пластиковой решетки) позволяет заметно расширить диаграмму направленнос-ти. Такая решетка часто является элементном акустичес-кого обрамления ВЧ-динамика или иного излучателя.

Извечной темой споров является вопрос о том, а нужно ли вообще излучать частоты выше 20 кГц, коль наше ухо их не слышит, и даже студийная аппаратура нередко огра-ничивает эффективный диапазон звуковых сигналов на уровне от 10 до 15—18 кГц. Однако то, что мы не слышим такие синусоидальные сигналы, не означает, что они не существуют и не влияют на форму временных зависимос-тей реальных и довольно сложных звуковых сигналов с гораздо более низкими частотами повторения.

Есть много убедительных доказательств того, что эта форма сильно искажается при искусственном ограниче-нии частотного диапазона. Одной из причин этого являют-ся фазовые сдвиги различных компонентов сложного сигнала. Любопытно, что наше ухо не ощущает сами по себе фазовые сдвиги, но способно отличить сигналы с различ-ной формой временной зависимости, даже если они содер-жат одинаковый набор гармоник с одинаковыми амплиту-дами (но разными фазами). Большое значение имеет характер спада АЧХ и линейность ФЧХ даже за пределами эффективно воспроизводимого диапазона частот.

Вообще говоря, если мы хотим иметь равномерные АЧХ и ФЧХ во всем звуковом диапазоне, то реально излучаемый акустикой диапазон частот должен быть за-метно шире звукового. Все это вполне оправдывает разра-ботку широкополосных излучателей многими ведущими в области электроакустики фирмами.

Размещение ВЧ излучателей Существует проблема - результат в большой степени зависит от того, куда поставлены и как сориентированы головки. Поговорим о ВЧ-головке, или твитере.

Особенности ВЧ-головок Из теории распространения звуковых волн известно, что с увеличением частоты диаграмма направленности излучателя сужается, и это приводит к сужению зоны оптимального прослушивания. То есть получить равномерный тональный баланс и правильную сцену можно только в небольшой области пространства. Поэтому расширение диаграммы направленности ВЧ-излучателя - основная задача всех разработчиков громкоговорителей. Самая слабая зависимость диаграммы направленности от частоты наблюдается у купольных ВЧ-динамиков. Именно этот тип ВЧ-излучателей - самый распространенный в автомобильных и бытовых АС. Другие достоинства купольных излучателей - маленькие размеры и отсутствие необходимости создавать акустический объем, а к недостаткам следует отнести невысокую нижнюю граничную частоту, которая лежит в пределах 2,5-7 кГц. Все эти особенности учитываются при установке высокочастотника.На место установки влияет все: рабочий диапазон ВЧ-динамика, его характеристики направленности, количество устанавливаемых компонентов (2- или 3- компонентные системы) и даже ваш личный вкус. Сразу оговоримся, что универсальных рекомендаций по этому вопросу не существует, поэтому мы не можем вам указать пальцем - мол, ставь здесь и все будет ОК! Однако на сегодня есть множество типовых решений, с которыми полезно ознакомиться. Все нижесказанное относится к беспроцессорным схемам, но это актуально и при использовании процессора, просто его присутствие дает гораздо больше возможностей для компенсации негативного влияния неоптимального места расположения.

Практические соображения. Вначале напомним некоторые каноны. В идеале расстояние до левого и правого высокочастотника должно быть одинаковым, а установлены ВЧ-динамики должны быть на высоте глаз (или ушей) слушателя. В частности, всегда лучше по возможности выдвигать ВЧ-головки как можно дальше вперед, поскольку чем дальше они от ушей, там меньше разница в расстояниях до левого и правого излучателей. Второй аспект: высокочастотник не должен быть далеко от СЧ- или НЧ/СЧ-головки, иначе не получить хорошего тонального баланса и фазового согласования (обычно руководствуются длиной или шириной ладони). Однако если высокочастотник установлен низко, то звуковая сцена заваливается вниз, и вы как бы находитесь над звуком. При слишком высокой установке, из-за большого расстояния между ВЧ- и СЧ-динамиками, теряется цельность тонального баланса и фазовое согласование. Например, при прослушивании трека с записью фортепианной пьесы, на низких нотах один и тот же инструмент будет звучать внизу, а на высоких - резко взлетать вверх.

Направленность ВЧ-головки . Когда с местом установки ВЧ-головки разобрались, следует определиться с ее направленностью. Как показывает практика, для получения правильного тембрального баланса лучше направить высокочастотник на слушателя, а для получения хорошей глубины звуковой сцены - использовать отражение. Выбор определяется личными ощущениями от музыки, которую вы слушаете. Здесь главное - помнить, что оптимальное место прослушивания может быть только одно
Сориентировать в пространстве высокочастотник желательно так, чтобы его центральная ось была направлена на подбородок слушателя, то есть установить разный угол разворота левого и правого ВЧ-динамиков. При ориентации ВЧ-динамика, работающего на отражение следует помнить две вещи. Во-первых, угол падения звуковой волны равен углу отражения, во вторых, удлиняя звуку путь, мы уводим дальше звуковую сцену, и если увлечься, то можно получить так называемый туннельный эффект, когда звуковая сцена находится далеко от слушателя, как бы в конце узкого коридора.

Метод настройки. Наметив, в соответствии с приведенными рекомендациями, место размещения ВЧ-головок, стоит приступить к экспериментам. Дело в том, что никто никогда заранее не скажет, где именно будет обеспечено 100-процентное "попадание" с вашими компонентами. Наиболее оптимальное место позволит определить эксперимент, поставить который довольно просто. Возьмите любой липкий материал, например, пластилин, двусторонний скотч, "липучку" или модельный термоклей, поставьте свой любимый музыкальный или тестовый диск и, учитывая все вышесказанное, начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты мест и ориентирования в каждом. Перед тем как окончательно установить высокочастотник, лучше еще немного послушать и подправить на пластилине.к нигде.

Творческий подход. Настройка и выбор расположения ВЧ-динамика имеют свои нюансы для 2- и 3-компонентных систем. В частности, в первом случае трудно обеспечить близкое расположение высокочастотника и НЧ/СЧ-излучателя. Но в любом случае не надо бояться экспериментировать, - нам встречались такие инсталляции, где ВЧ-головки оказывались в самых неожиданных местах. А есть ли смысл в дополнительной паре высокочастотников? Вот, скажем, американская фирма "Boston Acoustics" выпускает комплекты компонентных АС, где в кроссовере уже предусмотрено место для подключения второй пары ВЧ-головок. Как объясняют сами разработчики, вторая пара необходима для поднятия уровня звуковой сцены В тестовых условиях мы слушали их как дополнение к основной паре высокочастотников и были удивлены, насколько существенно расширяется пространство звуковой сцены и улучшается проработка нюансов

Посчитал, что будет многим полезно и интересно. Информация взята с просторов сети интернет.

ВЧ динамик - он же твиттер, он же пищалка, самый маленький в вашем автомобиле. Как правило установлен в стойках дверей. Размер около 5см в диаметре.

СЧ динамик- среднечастотный динамик.

НЧ- низкочастотный динамик (бидбас)

Один из обязательных этапов настройки звучания в салоне автомобиля - подбор оптимального разделения частот между всеми излучающими головками: НЧ, НЧ/СЧ, СЧ (если есть) и ВЧ. Есть два способа решения этой проблемы.

Во-первых, перестройка, а зачастую и полная переделка штатного пассивного кроссовера, во-вторых - подключение динамиков к усилителю, работающему в режиме многополосного усиления, так называемые варианты включения Bi-amp (двухполосное усиление) или Tri-amp (трехполосное усиление).

Первый способ требует серьезных знаний электроакустики и электротехники, поэтому для самостоятельного применения доступен только специалистам и опытным радиоэлектронщикам-любителям, а вот второй хотя и требует большего числа каналов усиления, доступен и менее подготовленному автолюбителю.

Тем более что подавляющее большинство продаваемых усилителей мощности изначально снабжены встроенным активным кроссовером. У многих моделей он настолько развит, что с успехом и достаточно высоким качеством позволяет реализовать многополосное включение АС с большим числом динамиков. Однако отсутствие развитого кроссовера в усилителе или головном устройстве не останавливает поклонников этого метода озвучивания салона, поскольку на рынке представлено множество внешних кроссоверов, способных решать данные задачи.

Вначале следует сказать, что стопроцентно универсальных рекомендаций мы вам не дадим, поскольку их не существует. Вообще, акустика - это область техники, где эксперименту и творчеству отведена большая роль, и в этом смысле поклонникам аудиотехники повезло. Но для проведения эксперимента, чтобы не получилось, как у того сумасшедшего профессора - со взрывами и дымом, - необходимо соблюдать определенные правила. Первое правило - не навреди, а о других речь пойдет ниже.

Больше всего трудностей вызывает включение СЧ- и (или) ВЧ-компонентов. И дело здесь не только в том, что именно эти диапазоны несут максимальную информационную нагрузку, отвечая за формирование стереоэффекта, звуковой сцены, а также сильно подвержены интермодуляционным и гармоническим искажениям при неправильной установке частоты разделения, но и в том, что от этой частоты непосредственно зависит и надежность работы СЧ- и ВЧ-динамиков.

Включение ВЧ-головки .

Выбор нижней граничной частоты диапазона сигналов, подаваемых на ВЧ-головку, зависит от числа полос акустической системы. Когда применяется двухполосная АС, то в наиболее типичном случае, т.е. при расположении НЧ/СЧ-головки в дверях, для поднятия уровня звуковой сцены граничную частоту желательно выбрать как можно ниже. Современные высококачественные ВЧ-динамики с низкой резонансной частотой FS (800-1500 Гц) могут воспроизводить сигналы уже с частоты 2000 Гц. Однако большинство используемых ВЧ-головок имеют резонансную частоту 2000-3000 Гц, поэтому следует помнить, что чем ближе к резонансной частоте мы устанавливаем частоту разделения, тем большая нагрузка ложится на ВЧ-динамик.

В идеале, при крутизне характеристики затухания фильтра 12 дБ/окт, разнос между частотой разделения и резонансной частотой должен быть больше октавы. Например, если резонансная частота головки 2000 Гц, то с фильтром такого порядка частота разделения должна быть установлена равной 4000 Гц. Если очень хочется выбрать частоту разделения 3000 Гц, то крутизна характеристики затухания фильтра должна быть выше - 18 дБ/окт, а лучше - 24 дБ/окт.

Есть еще одна проблема, которую необходимо учитывать при установке частоты разделения для ВЧ-динамика. Дело в том, что после согласования компонентов по воспроизводимому диапазону частот вам необходимо еще согласовать их по уровню и фазе. Последнее, как всегда, является камнем преткновения - вроде бы все сделал правильно, а звук "не тот". Известно, что фильтр первого порядка даст сдвиг фазы на 90°, второго - 180° (противофаза) и т.д., поэтому во время настройки не поленитесь послушать динамики с разной полярностью включения.

К диапазону частот 1500-3000 Гц человеческое ухо очень чувствительно, и для того, чтобы передать его максимально хорошо и чисто, следует быть крайне осторожным. Сломать (разделить) звуковой диапазон на этом участке можно, но следует подумать, как потом правильно устранить последствия неприятного звучания. С этой точки зрения более удобная и безопасная для настройки - трехполосная акустическая система, а используемый в ней СЧ-динамик позволяет не только эффективно воспроизводить диапазон от 200 до 7000 Гц, но и более просто решить проблему построения звуковой сцены. В трехполосных АС ВЧ-динамик включают на более высоких частотах - 3500-6000 Гц, то есть заведомо выше критичной полосы частот, а это позволяет снизить (но не исключить) требования к фазовому согласованию.

Включение СЧ-головки .

Прежде чем обсудить выбор частоты разделения СЧ- и НЧ-диапазонов, обратимся к конструктивным особенностям СЧ-динамиков. В последнее время у инсталляторов очень популярны СЧ-динамики с купольной диафрагмой. По сравнению с конусными СЧ-динамиками они предоставляют более широкую диаграмму направленности и проще в установке, поскольку не требуют дополнительного акустического оформления. Основной их недостаток - высокая резонансная частота, лежащая в пределах 450-800 Гц.

Проблема в том, что чем выше нижняя граничная частота полосы сигналов, подаваемых на СЧ-динамик, тем меньше должно быть расстояние между СЧ- и НЧ-головками и тем более критично, где именно стоит и куда сориентирован НЧ-динамик. Практика показывает, что купольные СЧ-динамики без особых проблем с согласованием можно включать с частотой разделения 500-600 Гц. Как видите, для большинства продаваемых экземпляров это достаточно критичный диапазон, поэтому, если вы решились на такое разделение, порядок разделительного фильтра должен быть достаточно высоким - например, 4-й.

Следует добавить, что в последнее время стали появляться купольные динамики с резонансной частотой 300-350 Гц. Их можно использовать, начиная с частоты 400 Гц, но пока стоимость таких экземпляров достаточно высока.

Резонансная частота СЧ-динамиков с конусным диффузором лежит в пределах 100-300 Гц, что позволяет использовать их, начиная с частоты 200 Гц (на практике чаще используется 300-400 Гц) и с фильтром невысокого порядка, при этом НЧ/СЧ-динамик полностью освобождается от необходимости работать в СЧ-диапазоне. Воспроизведение без разделения между динамиками сигналов с частотами от 300-400 Гц до 5000-6000 Гц дает возможность добиться приятного, высококачественного звучания.

Включение НЧ/СЧ-динамика .

Постепенно мы добрались до НЧ-диапазона. Современные СЧ/НЧ-динамики позволяют эффективно работать в полосе частот от 40 до 5000 Гц. Верхняя граница его рабочего диапазона частот определяется тем, откуда начинает работать высокочастотник (в 2-полосной АС) или СЧ-динамик (в 3-полосной АС).

Многих волнует вопрос: стоит ли ограничивать его диапазон частот снизу? Что же, давайте разберемся. Резонансная частота современных НЧ/СЧ-динамиков типоразмера 16 см лежит в пределах 50-80 Гц и благодаря высокой подвижности звуковой катушки эти динамики не столь критичны к работе на частотах ниже резонансной. Тем не менее воспроизведение частот ниже резонансной требует от него определенных усилий, что приводит к снижению отдачи в диапазоне 90-200 Гц, а в двухполосных системах еще и качества передачи СЧ-диапазона. Поскольку основная энергия ударов бас-бочки приходится на диапазон частот от 100 до 150 Гц, то первое, что вы теряете, четко выраженный панч (punch - удар). Ограничивая снизу при помощи ФВЧ диапазон воспроизводимых НЧ-головкой сигналов на 60-80 Гц, вы не только позволите ей работать намного чище, но и получите более громкое звучание, другими словами - лучшую отдачу.

Сабвуфер .

Воспроизведение сигналов с частотами ниже 60-80 Гц лучше возложить на отдельный динамик - сабвуфер. Но помните, что звуковой диапазон ниже 60 Гц в автомобиле не локализуется, а значит, место установки сабвуфера не столь существенно. Если вы это условие выполнили, а звук сабвуфера все равно локализуется, то в первую очередь необходимо увеличить порядок ФНЧ. Не следует также пренебрегать и фильтром подавления инфранизких частот (Subsonic, или ФИНЧ). Не забывайте, что у сабвуфера тоже есть своя резонансная частота и, отсекая частоты, лежащие ниже нее, вы добиваетесь комфортного звучания и надежной работы сабвуфера. Как показывает практика, погоня за глубокими басами существенно удорожает стоимость сабвуфера. Поверьте, если собранная вами звуковая система с хорошим качеством воспроизводит звуковой диапазон от 50 до 16 000 Гц, этого вполне достаточно, чтобы комфортно слушать музыку в автомобиле.

Способы сопряжения головок .

Довольно часто возникает вопрос: следует ли иметь одинаковый порядок фильтров НЧ и ВЧ? Вовсе не обязательно, и даже совсем не обязательно. Например, если вы установили двухполосную фронтальную АС с большим разнесением динамиков, то чтобы компенсировать провалы ЧХ на частоте разделения, НЧ/СЧ-головку зачастую включают с фильтром меньшего порядка. Более того, даже не обязательно, чтобы частоты срезов ФВЧ и ФНЧ совпадали.

Скажем, для компенсации избыточной яркости в точке разделения НЧ/СЧ-головка может работать до 2000 Гц, а высокочастотник - начиная с 3000 Гц. Важно помнить, что при использовании фильтра первого порядка разность между частотами среза ФВЧ и ФНЧ должна быть не больше октавы и уменьшаться с увеличением порядка. Такой же прием используется при сопряжении сабвуфера и мидвуфера для ослабления стоячих волн (бубнения басов). Например, при настройке частоты среза ФНЧ сабвуфера на 50-60 Гц, а ФВЧ НЧ/СЧ-головки на 90-100 Гц, по заверениям знатоков, полностью устраняются неприятные призвуки, обусловленные естественным подъемом АЧХ в этой частотной области из-за акустических свойств салона.

Так что если и работает в car audio правило перехода количества в качество, то подтверждается оно только в отношении стоимости отдельных компонентов и человеко-лет, определяющих опыт и мастерство установщика, который заставит систему раскрыть свой звуковой потенциал.

Если вы спросите меня зачем это нужно, то отвечать я вам не буду – значит эта статья не для вас. Если же с мотивацией у вас все в порядке, то предлагаю к ознакомлению некоторые результаты, полученные мной теми скромными средствами и знаниями, которые имеются у меня в наличии.

Для начала – подопытный кролик, кто он?

Наш пациент – высокочастотный динамик с конусной диафрагмой 3ГД-31. Главная претензия к нему – это значительная неравномерность и неровность АЧХ. Т.е. кроме неравномерности около 10дБ между максимальными пиком и провалом имеется множество более мелких неровностей, в результате чего АЧХ похожа на лес. Я решил не приводить измеренных характеристик в начале статьи, т.к. более наглядно будет разместить их рядом с финальными, полученными после всех изменений конструкции.
Основная идея моих действий, точнее две основных идеи, заключается во первых, в добавлении звукопоглощающих элементов внутрь объема динамика с целью подавления резонансов, возникающих в замкнутом объеме с твердыми стенками, легко отражающими звук без заметного поглощения его энергии, каковым является корпус указанного динамика. Вторая идея – обработка самого материала диффузора (нет, не жидкостью А. Воробьева;-)), а лаком, в результате чего получается композитный материал, превосходящий исходный (бумагу) по жесткости, но не уступающий ему по демпфированию собственных резонансов, что уменьшает изгибные деформации диффузора во время его работы и тем самым способствует уменьшению резонансных пиков-провалов на ачх.

Чего это мне в голову стукнуло?

Дело в том, что я давно уже провожу подобные эксперименты и получил довольно много подтверждений правильности и полезности моего подхода, но все результаты были довольно разрозненными. Отчасти это было следствием недостатка опыта в акустических измерениях (а более в интерпретации полученных результатов), отчасти следствием неполной оформленности самой идеи, общего плана действий. И вот когда вся эта мозаика сложилась у меня в голове в более или менее цельную картину, я решил провести эксперимент от начала до конца, одновременно делая все измерения.

Итак, что было сделано?

Для начала, динамик был разобран. Для этого были отпаяны выводы катушки динамика от клемм на корпусе, затем, после размачивания ацетоном, отделено уплотнительное картонное кольцо и таким же образом отклеен сам диффузор от металлической «воронки» корпуса. Далее диффузор был извлечен из корпуса и отложен пока в сторону.
Сначала обработке был подвергнут корпус динамика. Из сукна, толщиной около 3мм были вырезаны сектора, точно покрывающие внутреннюю поверхность корпуса, представляющего собой усеченный конус. На дно (меньшее основание усеченного конуса) из того же материала был вырезан кружок с отверстием в середине для катушки. После этого внутренняя поверхность корпуса и поверхность заготовок из сукна были намазаны одним слоем клея «Момент» и практически сразу (т.к. сохнет он очень быстро и когда я закончил намазывать суконные выкройки, слой на корпусе уже засох) прижаты друг к другу. Вот фотография получившегося полуфабриката.

В этот момент мне в голову пришла идея, что в изломанной ачх могут быть виноваты не только резонансы в объеме корпуса, но и в самих стенках, т.к. корпус представляет из собой этакий колокольчик из штампованного листового металла. Для измерения его резонансов я применил следующую методику. Расположив корпус на мягком основании, магнитом вниз, установил микрофон прямо над ним, включил запись звука и несколько раз ударил снаружи по корпусу пластмассовой ручкой отвертки. Затем выбрал из записи наиболее удачный (по уровню) сигнал и импортировал его в LspLab для анализа. Результаты чуть позже. Затем, для того, чтобы задемпфировать корпус, он был снаружи обклеен резиной из древней велосипедной камеры, по той же технологии, что и предыдущая обклейка сукном. Затем, после полного высыхания – через сутки, снова проведены испытания, по той же методике, что и выше. Однако, звук от удара при этом был на много слабее, по этому я машинально ударял чуть сильнее, чем при первом замере – из-за этого уровень сигнала при втором измерении на мой взгляд получился несколько завышенным, но это не играет в данном случае существенной роли. Итак, вот первые сравнительные результаты – переходная характеристика корпуса динамика (в виде сонограммы). Внизу исходный вариант.

Отчетливо видно, что после проведенной доработки все резонансы выше 3кГц были подавлены на величину уровня более 20дБ! Из этого изображения создается впечатление, что основной резонанс на 1200Гц (кстати, что интересно, у диффузора динамика основной резонанс расположен точно на той же частоте) стал намного сильнее. Это не верно, т.к. программа нормализует уровни на сонограмме так, что красными становятся самые «сильные» сигналы, однако эта шкала справедлива только внутри одного графика, а на изображении их два, по этому красный на верхнем графике на 20 дБ слабее красного на нижнем графике! Вот еще один – уже более привычный график – ачх обоих измерений.

Видно что эффективность демпфирования растет с частотой и подавление на частотах 3кГц и выше превышает 30дБ! И это притом, что, как я уже говорил, во втором измерении я ударял по корпусу сильнее! Вам, любители «успокаивать» ящики АС, на заметку - дарю!

Диффузор был покрыт (не пропитан, а именно покрыт) нитролаком (он из всех испытанных для этой цели материалов оказал наилучшее влияние на свойства динамиков). С внутренней стороны только в один слой, с наружной в три. Но, конечно это были не такие слои, которые намалевывают не стены! При нанесении мягкой кисточкой первого слоя, поверхность только увлажняется, причем несильно. Второй и третий слои немного потолще, но в сумме, три слоя такие тонкие, что из под них все еще проглядывает волокнистая структура бумаги.

Перед сборкой в полость между корпусом и диффузором был дополнительно вложен «бублик» из ваты, чтобы по возможности добиться максимального поглощения звука в объеме. На следующем рисунке корпус, приготовленный к сборке.

Еще одно изменение было сделано с выводами катушки. Первоначально тонкие проводки самой обмотки катушки были припаяны к медным клепочкам на диффузоре (причем напаяны были здоровенные капли припоя!), что должно создавать новую резонансную систему из массы всего этого металла и жесткости части диффузора, на которую это все налеплено. Мне это положение вещей совсем не нравилось, по этому я решил все переделать. Отпаял проводки катушки от клепок, высверлил их и припаял поводки, соединяющие катушку с внешними клеммами прямо к проводкам звуковой катушки. На следующем снимке, правда не очень хорошего качества, изображено новое положение вещей. Оставшиеся отверстия заклеены кружками из бумаги.

Теперь приведу суммарный результат.

Для начала, вот ачх исходного динамика и его же после переделки. Жирными линиями показаны ачх и фчх после переделки.

На первый взгляд особых успехов я не достиг. Ну, уменьшился провал на 4кГц примерно на 3дБ, уменьшился на пару дБ пик на 9кГц, да выровнялась ачх с 12 до 20кГц. Вполне можно списать на случайные явления – удачно перераспределились резонансы в диффузоре. Однако, следует сказать, что динамик этот для целей моего эксперимента не был очень удачным – он изначально имел почти предельное для своей конструкции качество. Для сравнения приведу аналогичную пару ачх для другого образца – похуже.

Тут все чудодейственное влияние доработки на лицо! Однако в основу статьи я беру не этот динамик потому, что в этом случае это все данные которые я получил, а на описанный выше динамик я собрал больше информации.

Теперь хочу привести переходные характеристики динамика. Они как и для корпуса – в виде сонограмм, на мой взгляд так более наглядно.

Отчетливо видно, что у исходного динамика имеются задержанные резонансы в районе 5 и 10 кГц, доходящие по длительности до 1.3мс. После доработки они во первых, укорачиваются в 1.5 раза, а во вторых, рассыпаются на множество более мелких как по интенсивности, так и по длительности. Выше 10кГц их вообще нет – исчезли. В целом импульсная характеристика улучшилась намного заметнее чем ачх.
На основании этого эксперимента, а так же нескольких предшествующих, я пришел к выводу, что лаковое покрытие в основном влияет на работу динамика в самом высокочастотном диапазоне, а различные звукопоглощающие материалы работают на среднечастотном диапазоне.
Демпфирование корпуса, по видимому, не оказало существенного влияния на результат.

В заключение хочу сказать, что эта статья написана в основном с целью познакомить людей, не имеющих средств инструментальной оценки объективных параметров динамиков, с влиянием, которое оказывают конкретные действия на конкретный образец динамика.
В результате этих экспериментов возникла еще одна идея о дальнейшем улучшении параметров. Она будет основой для дальнейших экспериментов и, если они будут удачными, темой следующей такой статьи.

Теория гармоник

Амплитудное сжатие

Что делать?

Перегрузка (клипирование) усилителей мощности — обычное явление. В данной статье рассматривается перегрузка, вызванная повышенным уровнем входного сигнала, в результате которой происходит ограничение выходного сигнала.

Проанализировав «феномен» такого рода пере­грузки, который якобы является причиной повреждения АС, мы постараемся доказать, что истинный виновник этого — амплитудное сжатие (компрессия) сигнала.

ЗАЧЕМ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЯМ НУЖНА ЗАЩИТА?

Все головки громкоговорителей имеют предельную рабочую мощность. Превышение этой мощности приводит к повреждению громкоговорителей (ГГ). Эти повреждения можно разделить на несколько видов. Рассмотрим подробнее два из них.

Первый вид — чрезмерное смещение диффузора ГГ. Диффузор ГГ — это излучающая поверхность, перемещающаяся в результате подаваемого электри­ческого сигнала. Эта поверхность может иметь кони­ческую, купольную или плоскую форму. Колебания диффузора возбуждают колебания воздушной среды и излучают звук. Согласно законам физики для более громкого звучания или воспроизведения более низких частот диффузор должен совершать колебания с большей амплитудой смещения, приближаясь при этом к своим механическим границам. Если его заставить сместиться еще дальше, то это приведет к чрезмерному отклонению. Чаще всего это происходит с низкочастотными ГГ, хотя это может произойти и со среднечастотными, и даже с высокочастотными ГГ (если недостаточно ограничить низкие частоты). Таким образом, чрезмерное смещение диффузора чаще всего и приводит к механическому повреждению головки.

Второй враг ГГ — это тепловая энергия, возникающая в результате тепловых потерь в звуковых катушках. Ни одно устройство не имеет 100% КПД. Что касается ГГ, то 1 Вт входной мощности не преобразовывается в 1 Вт акустической. Практически у большинства ГГ КПД менее 10%. Потери, обусловленные низким КПД, трансфор­мируются в нагрев звуковых катушек, вызывая их механическую деформацию и потерю формы. Перегрев каркаса звуковых катушек вызывает ослабление его структуры, и даже полное разрушение. Кроме того, перегрев может вызвать вспенивание клея и его попадание в воздушный зазор, в результате чего звуковая катушка уже не сможет свободно перемещаться. В конце концов, обмотка звуковой катушки может просто перегореть как плавкая перемычка в предохранителе. Совершенно очевидно, что этого допустить нельзя.

Для пользователей и разработчиков всегда серьезной проблемой было определение допустимой мощности многополосных АС. Пользователи, меняющие поврежденные высокочастотные динамики, чаще всего

убеждены в том, — что в случившемся их вины нет. Казалось бы — выходная мощность усилителя 50 Вт, а мощность АС 200 Вт, и, тем не менее, высоко­частотный динамик через какое-то время выходит из строя. Данная проблема вынудила инженеров разбираться в том, почему же так происходит. Было выдвинуто много теорий. Одни из них были научно подтверждены, другие так и остались в виде теории.

Рассмотрим несколько взглядов на ситуацию.

ТЕОРИЯ ГАРМОНИК

Исследования распределения энергии по спектру сигнала показали, что независимо от типа музыки уровень высокочастотной энергии в звуковом сигнале гораздо ниже уровня низкочастотной энергии. Этот факт еще больше усложняет выяснение того, почему же повреждаются высокочастотные динамики. Казалось бы, что если амплитуда высоких частот ниже, то повреждаться должны в первую очередь низкочастотные, а не высокочастотные динамики.

Изготовители АС при разработке своих изделий также пользуются этой информацией. Представление об энергетическом спектре музыки позволяет им существенно улучшить звучание высокочастотных динамиков путем использования более легких подвижных систем, а также применения в звуковых катушках более тонкого провода. В АС мощность высокочастотных динамиков обычно не превышает 1/10 общей мощности самой АС.

Но т.к. в низкочастотном (НЧ) диапазоне музыкальной энергии больше, чем в высокочастотном (ВЧ), — значит, вследствие своей маломощности, высокочастотная энергия не может послужить причиной повреждения высокочастотных динамиков. Следовательно, источник высоких частот, достаточно мощных для повреждения высокочастотных динамиков, находится где-то в другом месте. Так, где же все-таки он находится?

Было высказано предположение, что при наличии в звуковом сигнале НЧ составляющих, достаточных для перегрузки усилителя, вполне вероятно, что в результате ограничения выходного сигнала появляются достаточно мощные высокочастотные искажения, способные повредить высокочастотный динамик.

Таблица 1. Гармонические амплитуды 100 Гц меандра, 0 дБ = 100 Вт

Гармоника

Амплитуда

Уровень в дВ

Уровень в Вт

Частота

1 1 0 100 100 Гц
2 0 0 200 Гц
3 1/3 -9.54 11.12 300 Гц
4 0 0 400 Гц
5 1/5 -13.98 4 500 Гц
6 0 0 600 Гц
7 1/7 -16.9 2.04 700 Гц
8 0 0 800 Гц
9 1/9 -19.1 1.23 900 Гц
10 0 0 1000 Гц
11 1/11 -20.8 0.83 1100 Гц
12 0 0 1200 Гц
13 1/13 -22.3 0.589 1300 Гц

Эта теория получила достаточно широкое распространение в начале 70-х годов и постепенно стала восприниматься как «догма». Однако, в результате исследований надежности и защищенности усилителей мощности в типичных условиях, а также практики эксплуатации усилителей и АС типичными пользователями, выяснилось, что перегрузка является обычным явлением и она не так заметна на слух, как об этом думает большинство людей. Срабатывание же индикаторов перегрузки усилителей обычно запаздывает и не всегда достаточно точно указывает на реальную перегрузку. К тому же, многие производители усилителей специально замедляют их срабатывание исходя из своих собственных представлений о том, сколько искажений должно возникнуть, чтобы засветился индикатор.

Более совершенные и лучше звучащие усилители, в т.ч. усилители с soft clipping (схемой “мягкого” ограничения) также повреждают высокочастотные динамики. Однако более мощные усилители повреждают высокочастотные динамики меньше. Эти факты еще больше укрепили теорию, исходя из которой, источником повреждения высокочастотных динамиков все же является перегрузка усилителя (клипирование). Казалось бы, вывод один — клипирование это и есть основная причина повреждение высокочастотных динамиков.

Но давайте продолжим исследование этого феномена.

AМПЛИТУДНОЕ СЖАТИЕ

При амплитудном ограничении синусоидального сигнала, усилитель вносит в исходный сигнал большие искажения, а форма полученного сигнала напоминает форму прямоугольника. При этом идеальный прямо­угольник (меандр) имеет самый высокий уровень высших гармоник. (см. рис 1). Менее ограниченный синусо­идальный сигнал имеет гармоники тех же частот, но с более низким уровнем.

Взгляните на представленный в Табл.1 спектраль­ный состав прямоугольного сигнала частотой 100 Гц и мощностью 100 Вт.

Как Вы видите — мощность, попадающая на высоко­частотный динамик после прохождения этого сигнала через идеальный кроссовер с частотой среза 1 кГц, составляет менее 2 Вт (0.83 + 0.589 = 1.419 Вт). Это немного. И не забывайте о том, что в данном случае имитируется жесткая, идеальная перегрузка 100­ваттного усилителя, способная превратить синус в меандр. Дальнейшее увеличение перегрузки уже не увеличит гармоник.


Рис. 1. Гармонические составляющие 100 Гц меандра относительно 100 Гц синусоидального сигнала

Результаты данного анализа свидетельствуют о том, что даже если в 100Вт АС применяется слабенький высокочастотный динамик мощностью 5-10 Вт, то его повреждение гармониками невозможно, даже если сигнал примет форму меандра. Однако динамики все- таки повреждаются.

Значит нужно обнаружить еще что-то, что могло бы послужить причиной таких отказов. Так в чем же дело?

Причина — в амплитудном сжатии сигнала.

По сравнению со старыми моделями усилителей, современные высококачественные усилители имеют больший динамический диапазон и лучше звучат при перегрузках. Поэтому у пользователей больше соблазна перегружать усилители и вводить их в ограничение на низкочастотных динамических пиках, т.к. при этом не возникают большие слышимые искажения. Это приводит к сжатию динамических характеристик музыки. Громкость высоких частот увеличивается, а низких — нет. На слух это воспринимается как улучшение яркости звука. Некоторые могут интерпретировать это как увеличение громкости, не сопровождающееся изменением звукового баланса.

Например — будем увеличивать уровень сигнала на входе 100-ваттного усилителя. Низкочастотные составляющие будут ограничены на уровне 100 Вт в результате перегрузки. При дальнейшем увеличении входного уровня высокочастотные составляющие будут расти до тех пор, пока они также не достигнут точки ограничения в 100 Вт.

Посмотрите на рис. 2, 3 и 4. Графики про­градуированы в вольтах. На 8-омной нагрузке 100 Вт соответствует напряжению 40 В. До ограничения НЧ составляющие имеют мощность 100 Вт (40 В), а ВЧ — только 5-10 Вт (9-13 В).

Предположим, что музыкальный сигнал с НЧ и ВЧ составляющими подается на 100-ваттный усилитель (8 Ом). Используем смесь низкоуровневого ВЧ синусоидального сигнала с высокоуровневым НЧ сигналом (см. рис 2). Уровень ВЧ составляющих, подаваемых на высокочастотный динамик, по меньшей мере, на 10 дБ ниже уровня НЧ составляющих. Теперь увеличим громкость до ограничения сигнала (+3 дБ перегрузка, см. рис. 3).


Рис. 2. Низкоуровневый, высокочастотный синусоидальный сигнал, смешанный с всплеском высокоуровневого, низкочастотного синусоидального сигнала


Рис. 3. Выходной сигнал 100-ваттного усилителя с перегрузкой 3 дБ


Рис. 4. Выходной сигнал 100-ваттного усилителя с перегрузкой 10 дБ

Обратите внимание на то, что, судя по форме сигнала, ограничены были только НЧ составляющие, а уровень ВЧ составляющих просто вырос. Конечно же, клипирование генерирует гармоники, но их уровень существенно меньше, чем у рассмотренного нами ранее меандра. Амплитуда ВЧ составляющих выросла на 3 дБ по отношению НЧ (это эквивалентно амплитудному сжатию сигнала на 3 дБ).

При перегрузке усилителя на 10 дБ, амплитуда ВЧ составляющих возрастет на 10 дБ. Таким образом, каждое увеличение громкости на 1 дБ вызывает рост амплитуды ВЧ составляющих на 1 дБ. Рост будет продолжаться до тех пор, пока мощность ВЧ составляющих не достигнет 100Вт. Между тем, пиковый уровень НЧ составляющих не может превысить отметку 100 Вт (см. рис. 4). Этот график соответствует почти 100 % сжатию, т.к. нет почти никакой разницы между ВЧ и НЧ составляющими.

Теперь легко заметить насколько мощность ВЧ сигнала превышает мощность 5-10-ваттного высокочастотного динамика. Действительно, перегрузка генерирует дополнительные гармоники, но они никогда не достигнут уровня усиленных исходных высокочастотных сигналов.

Вы, наверное, думаете, что искажение сигнала будет невыносимым. Не обманывайте себя. Вы будете поражены, узнав о том — насколько высок предел перегрузки, выше которого уже будет невозможно хоть что-то слушать. Просто отключите на усилителе индикатор перегрузки, и посмотрите — до какого уровня Вы повернете регулятор громкости усилителя. Если Вы измерите осциллографом уровень выходного сигнала усилителя — то уровень перегрузки удивит Вас. Уровень перегрузки 10 дБ по НЧ составляющим — это обычное явление.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если мы сможем защитить усилители от перегрузки (клипирования), мы сможем рациональнее использовать АС. Для предотвращения перегрузки и результирующего амплитудного сжатия в любом современном усилителе должны применятся т.н. сlip-лимитеры. Они предотвращают вышеупомянутое амплитудное сжатие, т.к. при достижении порогового значения на любой частоте, уровень всех частот понижается на одну и ту же величину.

Во внешних лимитерах порог срабатывания (threshold) задается пользователем. Точно настроить

этот порог на уровень ограничения усилителей достаточно сложно. К тому же уровень ограничения усилителей не есть постоянная величина. Он изменяется в зависимости от напряжения питающей сети, сопротивления АС и даже от характера сигнала. Порог срабатывания лимитера должен непрерывно отслеживать эти факторы. Самым правильным решением было бы привязать порог к сигналу перегрузки усилителя.

Вполне логично встроить лимитер внутрь усилителя. В современных усилителях несложно определить момент возникновения перегрузки с большой точностью. Именно на него и реагируют встраиваемые в усилители т.н. сlip- лимитеры. Как только выходной сигнал усилителя достигает уровня перегрузки — цепь управления включает регулирующий элемент лимитера.

Второй параметр, после порога срабатывания, присущий любому лимитеру — времена срабатывания и отпускания. Более важным является время восстановления после перегрузки (release time).

Возможны два варианта эксплуатации усилителей:

  • работа в составе многополосного усилительного комплекса,

  • работа на широкополосную АС.

В первом случае на усилитель могут подаваться либо только НЧ полоса, либо СЧ и ВЧ полосы. При установке большого времени отпускания и работе усилителя в СЧ-ВЧ полосах “хвосты” восстановления лимитера могут быть заметны на слух. И, наоборот — при малом времени отпускания и работе в НЧ полосе могут возникать искажения формы сигнала.

При работе усилителя на широкополосную АС приходится искать какое-то компромиссное значение времени восстановления.

В связи с этим производители усилителей идут двумя путями — либо выбирается компромиссное время отпускания, либо вводится переключатель времени восстановления (SLOW-FAST).

ВЫВОДЫ: